Как сделать раздвижные ворота

Раздвижные ворота могут оказаться хорошим решением при отсутствии места для распашной конструкции. Периодически возникает необходимость завозить топливо, стройматериалы, другие объемные и тяжелые грузы. Разгружать их за оградой и перетаскивать вручную через калитку затруднительно. При наличии ворот расстояние перемещения можно сократить до минимума. К тому же груз будет находиться внутри двора, и можно не спешить с его обработкой. При наличии в семье автотранспорта без ворот не обойтись.

Чертеж каркаса откатных ворот на проём в 4 метра
Чертеж каркаса откатных ворот на проём в 4 метра.

Недостатком откаточных ворот является необходимость места для створок в открытом положении.

Изготовить раздвижные ворота довольно просто. Перед началом работ должна быть нарисована схема устройства и привязана к месту установки. На ней нужно отобразить основные размеры конструкции, составить спецификацию необходимых материалов.

Для раздвижных ворот разработано много устройств автоматизации с различными уровнями управления.

Варианты устройства откатных ворот

Конструкция откатных ворот консольного типа с автоматикой
Конструкция откатных ворот консольного типа с автоматикой.

Направление открытия ворот может быть любым в зависимости от свободного места. Существует несколько различных по конструкции типов раздвижных ворот.

Наиболее популярной является консольная конструкция. В ней используется балка — консоль, основной элемент системы перемещения. Консоль крепится к одной из опор.

В закрытом положении консоль находится между опорами, при открытии перемещается в определенную сторону вместе с полотном.

При определении расстояния для отката нужно учитывать размер полотна и добавить длину консоли.

Используется три варианта установки балки:

  • верхний;
  • средний;
  • нижний.

В первом варианте консоль расположена в верхней части. Ей не грозят снежные завалы, мусор. Ее не зальет водой. Такая конструкция должна иметь максимальную жесткость и надежность креплений полотна и рамы для предотвращения деформаций нижней части.

Установка опорных столбов
Установка опорных столбов.

Среднее расположение консоли является самым популярным вариантом. Жесткость конструкции значительно возрастает. Высота расположения вполне обеспечивает безопасность при снежных заносах, поэтому будет функционировать при любой погоде.

Основной недостаток ворот с нижней консолью — занос снегом в зимнее время. После каждого снегопада необходимо очищать место для перемещения. При оттепелях и мокром снеге конструкция может покрыться льдом. Преимуществом является отсутствие направляющего рельса и других контактов с поверхностью.

Все конструкции консольных ворот можно изготовить самостоятельно. При этом желательно обладать определенным опытом и навыками работы с металлом, читать чертежи, иметь инструмент.

Устройство фундамента и опор

Максимум нагрузок приходится на опоры с роликами и фундамент, на котором они крепятся. Обычная ширина ворот составляет 4 м. Оптимальная длина фундамента должна быть не менее 2 м.

Фундамент можно сделать столбчатый, сплошной или на сваях. Выбирать тип фундамента нужно исходя из требований к конструкции и возможностей застройщика. Для более тяжелых конструкций необходимо устраивать сплошной фундамент.

Схема бетонирования раздвижных ворот
Рисунок 1. Схема бетонирования раздвижных ворот.

Начинать работы при наличии всех материалов надо с земляного цикла (рис. 1). Необходимо выкопать сплошную канаву или две ямы в зависимости от типа фундамента. Размеры:

  • глубина — 120 см;
  • ширина — 40-50 см;
  • длина — 2 м.

В ямы нужно установить собранные из арматуры конструкции и к ним приварить швеллер. При установке швеллера нужно контролировать его положение по уровню. Затем надо установить опалубку. Высота заливки бетона должна быть на одном уровне с поверхностью швеллера. От уровня заливки бетона также зависит расстояние полотна до поверхности земли. Поскольку ворота должны перемещаться над фундаментом, зазор между землей и нижним краем полотна будет немного больше высоты основания.

Опорные столбы обычно выкладываются из кирпича. При кладке в них нужно заложить закладные детали для крепления роликов. Можно использовать комбинированный вариант — установить металлические трубы и обложить их кирпичом.

Изготовление рамы

Проект откатных ворот
Проект откатных ворот.

В соответствии с чертежом необходимо нарезать заготовки для рамы нужных размеров. Для изготовления рамы можно использовать уголок из металла с полкой 40 мм или профильную трубу прямоугольного сечения с размерами 60х40 мм.

На ровной поверхности нужно разложить все детали в определенном порядке. После проверки комплектности можно приступать к сварочным работам. Сварку нужно выполнять в шахматном порядке, строго контролируя положение всех прямых углов. При односторонней обшивке все детали должны быть выровнены по ней.

После окончания сварочных работ нужно удалить шлак со сварочных швов, обработать их болгаркой заподлицо со всей поверхностью. Очистить изделие от ржавчины и пыли, покрыть антикоррозийным составом и грунтовкой. Обшивку нужно крепить после установки рамы в рабочее положение. Иногда рекомендуют к раме сразу приваривать консольную балку. Оптимальным вариантом сборки будет соединение консоли и рамы на месте установки в вертикальном положении. При этом можно точно отрегулировать зазор между землей и рамой, наклон, передвижение консоли.

Установка роликов

К установке роликов можно приступать после набора бетоном необходимой прочности.

Система крепления и механизма откатных ворот
Система крепления и механизма откатных ворот.

Высота размещения роликов определяется расположением консоли. При нижнем положении ролики можно устанавливать на поверхности закладной детали, при среднем нужно поднять конструкцию на необходимую высоту.

Из швеллера или двутавра надо вырезать две стойки нужной высоты, поперечную балку. Для усиления жесткости следует заготовить укосины по углам соединения из любого имеющегося металла.

Стойки в вертикальном положении нужно приварить к закладной, на них установить поперечную балку. Положение балки проконтролировать по уровню в продольном и поперечном направлении. При удовлетворительных результатах проверки проварить всю конструкцию сплошным швом и закрепить укосины.

Затем закрепить кронштейн с роликами. Крепление можно выполнить сваркой. При этом конструкция получится неразборная. Снять ее для замены или ремонта будет затруднительно. Крепление на резьбовых соединениях несколько проблематичнее при устройстве, но создаст более комфортные условия при устранении поломок. Блок с роликами нужно закрепить временно и проверить перемещение консоли.

Если балка перемещается ровно, без наклонов и параллельно ограде, можно выполнять основательный крепеж. К балке в закрытом положении ворот нужно прикрепить раму, если это не было сделано предварительно. Раму нужно установить вплотную к балке, подставками задать необходимую высоту от поверхности земли, зафиксировать упорами.

Варианты крепления лаг к столбу
Варианты крепления лаг к столбу.

Выполнить временный крепеж сваркой или струбцинами, проверить перемещение всей конструкции. При удовлетворительных результатах закрепить основательно. На опоре установить поддерживающие ролики. При среднем положении консоли опорные ролики желательно установить вверху и внизу рамы. Установить механические упоры для ограничения передвижения в крайних положениях.

Если планируется использование электромеханического устройства для открывания ворот, нужно установить кронштейны для его крепления и для монтажа концевых выключателей, элементы механической части. Также желательно приварить защитные металлические трубы для прокладки кабеля. После окончания необходимо удалить шлак со сварочных швов, при необходимости обработать их болгаркой.

Конструкцию очистить от ржавчины и пыли, покрыть грунтовкой. В состав грунтовки обычно входит антикоррозийный компонент, поэтому обработка отдельным антикоррозийным препаратом нецелесообразна. При желании конструкцию можно покрасить.

Обшивка поверхности рамы

Способ установки обшивки будет зависеть от нескольких факторов.

Наиболее популярный вариант обшивки — профилированный металлический лист, закрепляемый саморезами или заклепками к конструкции.

Если для изготовления рамы использовалась профильная труба, проблем обычно не возникает. Из листа нужно нарезать заготовки по определенному размеру и прикрепить их к раме, начиная с любой стороны. Работу желательно выполнять вдвоем. При отсутствии помощника можно выполнить работу самому, используя пару нехитрых приспособлений. Чтобы лист удерживался в вертикальном положении, можно использовать упор. В качестве упора подойдет доска или брусок нужной длины. Одним концом его надо упереть в землю, вторым — в материал.

Вес упора должен быть достаточным, чтобы удерживать лист. Для регулировки высоты можно использовать две пары клиньев. Изготовить их можно из любого обрезка толстой доски или бруска, распилив их по диагонали. При недостаточной высоте под клинья можно уложить дополнительную подставку.

Лист нужно установить на клинья и прижать упором к раме. Затем проверить по уровню, отвесу или рулеткой его положение, при необходимости подкорректировать, подбивая в нужную сторону клинья. После точной установки закрепить саморезами по углам. Убрать временные крепления и выполнить полный крепеж, хотя можно закрыть всю площадь рамы листами на временных креплениях, затем выполнить основательный крепеж. Раздвижные ворота своими руками готовы к эксплуатации.

Заключение по теме

Можно бесконечно рассматривать различные приемы и способы, как сделать раздвижные ворота, но опыт приходит только при попытках что-нибудь изготовить самостоятельно.

Поэтому нужно пробовать и не бояться ошибок, все можно исправить.

diwind.ru