Укладка брусчатки на бетонное основание — это правильный выбор. Как известно, если пешеходные зоны имеют дорожное покрытие, то ходить по ним легко и обувь остается чистой, да и ухаживать за территорией гораздо проще.
Если же в качестве современного дорожного покрытия будет выбрана брусчатка, то следует отметить следующие ее преимущества:
- благодаря наличию щелей между отдельными фрагментами брусчатки влага просачивается в грунт и не образует луж на поверхности покрытия;
- при острой необходимости снять дорожное покрытие, например для прокладки труб коммуникации, брусчатка легко и быстро демонтируется без повреждения, а после проведения работ вновь укладывается на прежнее место;
- при воздействии на брусчатку высоких температур этот материал не становится источником вредных испарений;
- добавить к этому можно декоративный эффект и разные цвета брусчатки.
Технология кладки брусчатки
Известно, что имеется три способа кладки брусчатки, и выбор того или иного будет зависеть от предполагаемой эксплуатации дорожного покрытия. Сразу нужно отметить, что все три способа будут под силу человеку, не желающему прибегать к помощи квалифицированных работников. Ознакомившись с азами технологии укладки, покрытие можно выполнить своими силами.
Брусчатку называют еще тротуарной плиткой, так как ее часто используют для облагораживания пешеходных зон.
Основу для тротуарной плитки следует выбирать исходя из того, какую нагрузку ей придется нести. В случае если облагородить необходимо пешеходную зону, то в качестве основания для тротуарной плитки может выступать обычный грунт с подушкой из щебня или строительного песка.
При организации дорожного покрытия для стоянки автомобилей, гаража или места для проезда есть прямая необходимость в достаточном слое щебня либо цементной смеси.
Когда же требуется прочное дорожное покрытие и предполагается, что по тротуарной плитке будут проезжать груженые автомобили, то в данном случае есть потребность в бетонной основе.
Для того чтобы строительный процесс не прерывался, рекомендуется сразу же приготовить необходимый строительный инвентарь:
- мастерок;
- измерительная рулетка;
- строительный уровень;
- лопата;
- строительный шнур и колья;
- резиновая киянка;
- садовые грабли;
- поливочный шланг с мелким рассеивателем;
- профили;
- ручная трамбовка;
- правило из швеллера;
- деревянные щиты или доски;
- песок, щебень.
Как укладывается тротуарная плитка
Начинать кладку необходимо с разметки рабочей площадки. Вооружившись строительной рулеткой, шнуром и кольями, определяют площади, где необходимо уложить тротуарную плитку.
На этом же этапе работ продумывают, в каком месте будет организован водосток. Его можно выполнить продольным, продольно-поперечным или же поперечным.
После того как определены точные координаты рабочей площадки, по ее периметру вставляют металлические колья и протягивают между ними строительный шнур.
Благодаря бетонной основе прочность поверхности дороги будет отменной.
Начинать работы необходимо с выравнивания рабочей площадки и снятия дернового слоя. Затем делают слой из песка, разравнивают его с помощью садовых граблей и щедро поливают водой до тех пор, пока на поверхности не начнут образовываться лужи. После того как влага впитается, на песок насыпают слой щебня. Следующими действиями должны быть трамбовочные работы. Вся поверхность рабочей площадки должна быть в результате ровной. Для того чтобы получить предельно ровную поверхность, используют правило, выполненное из швеллера.
Следующим этапом работ является монтирование опалубки для бетонного раствора. Для выполнения опалубки используют щиты, сбитые из досок. Опалубку устанавливают по периметру участка, который подлежит заливке бетоном. Для прочности досок или щитов им необходимо обеспечить надежную опору из металлических кольев на расстоянии 1 м друг от друга. Бетонный слой может быть в пределах 5-15 см.
Далее приступают к выполнению бордюра и обеспечению наклона. Бордюрные борта необходимо заполнить песком и залить цементным раствором. Бортики бордюра должны возвышаться над дорожным покрытием на 5 см.
На поверхность, которая будет заливаться бетонной смесью, необходимо уложить армирующий каркас. Его можно выполнить самостоятельно из прутьев арматуры, которые соединены между собой проволокой, или же с помощью сварки. Армирующая сетка придаст бетонному основанию прочность и не станет разрушаться под значительной нагрузкой. Затем выполняют заливку бетоном из качественного цемента.
На поверхности цемента рекомендуется дополнительно использовать дорожную сетку, что еще более увеличит запас прочности этого дорожного покрытия.
В разрезе все выглядит следующим образом: на уплотненный грунт выкладывается 15-сантиметровый слой песка, после его уплотнения сверху засыпается 15 см гравия, затем идет черед арматурной и дорожной сетки и 12-сантиметровый слой бетона; затем на сухую цементно-песчаную смесь в 4 см мостят брусчатку.
К укладке плитки не приступают, пока бетонное основание полностью не высохнет. На это может уйти несколько суток. Временной период будет зависеть от погодных условий и температуры.
Практические рекомендации
Ровное бетонное основание — это только половина успешного мощения. Очень важно обеспечить грамотный водосток. Если этого не сделать, то влага, просачиваясь во время осадков, будет задерживаться под плиткой и способствовать разрушительным действиям.
Опираясь на эту полезную информацию, делаем вывод, что бетонное основание обеспечит прочное дорожное покрытие только при условии грамотной организации стока воды.
Бетонная основа не дает усадки, полученное в результате кладки брусчатки дорожное покрытие будет иметь четкие границы и поверхность.
Технология кладки брусчатки не является сложной.
На бетонное основание насыпается достаточный слой песка, в который затем поочередно внедряется одна за другой тротуарная плитка. Для забивания брусчатки в слой песка используют резиновый молоток. Чтобы начать процесс, необходимо что-то взять за ориентир, например, цоколь дома. Обрезка брусчатки производится только у бордюров. Если будет необходимость в подрезке тротуарной плитки, то осуществлять ее следует с помощью болгарки. При этом брусчатка более 30 мм толщины резаться будет нелегко, и к этому процессу необходимо будет приноровиться.
После того как брусчатка будет уложена, следует уделить внимание швам. Необходимо просыпать межплиточные швы. Для этих целей используют, как правило, сухую смесь из цемента и песка. Иногда, для придания декоративного вида, швы просыпают смесью из песка и семян газонной травы. Но данный вариант подходит далеко не всем. Если укладывается дорожное покрытие, где будут ездить автомобили, то подобные излишества ни к чему. Да и нужно быть готовым к тому, что газонную траву необходимо будет периодически подстригать.
Из уложенных плиток можно создавать целые композиции, а не использовать заводские схемы. Только в этом случае необходимо будет самостоятельно рассчитывать количество брусчатки.
Если же нет желания усложнять себе процесс кладки, можно приобретать брусчатку, монтаж которой производится только по диагонали или по прямой линии.